РАЗУМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ

Главная | Регистрация | Вход
Вс, 24.Май.19, 12:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Студентам всем [4]
без допуска!
РОС для всех [9]
РОС в работе [1]
для сотрудников РОС
СОС сегодня [2]
образование как есть
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Главная » Статьи » Студентам всем

Пособие по курсам ИСУ и РУР

БАЗОВЫЙ МИНИМУМ ПОНЯТИЙ

 

ПО КУРСАМ «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ» и «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятия как опоры мышления

 

            Уже простая игра «Угадай задуманное число», когда один человек задумал число, а другой задает вопросы, чтобы найти это число, показывает важность понятий. Если отгадчик не знает понятий «двузначное», «трехзначное» и так далее - он не сумеет даже определить количество разрядов числа. Если он не владеет понятиями «больше чем», «меньше чем», он не сможет быстро отсекать части числовой оси, где нет искомого числа.

            Вывод: понятия есть опоры для мышления, для движения мысли. Есть опоры – легче двигаться. Если опоры верно поставлены – можно двигаться в правильном направлении и придти к желаемому результату.

            Так утверждает академик П.Я.Гальперин, автор теории формирования умственной деятельности. И работы его учеников подтверждают положения теории.

            Цель автора данной работы – изложить понятия, являющиеся опорными для мышления любого специалиста. Но особенно важны они для Управляющего – человека, принимающего решения, от которых зависит работа других людей. Если Управляющий использует нечеткие понятия, то он сам не всегда понимает, что нужно сделать, и своим подчиненным свое видение ситуации или свои решения донести не сумеет точно. А потом будет удивляться – почему меня так неправильно поняли!

            Цель автора данной работы – изложить опорные понятия разумного управления максимально точно и ясно. В тех случаях, когда излагаемое понятие вам не ясно – проясните его, перечитайте текст выше или задайте вопрос автору пособия. Ваша цель – усвоить данные понятия для того, чтобы можно было их использовать для понимания окружающего Мира и  проведения разумных изменений в нем.

            С вопросами и пожеланиями можно обратиться к автору:

e-mail:galtov@yandex.ru тел. +7-960-313-1987 Валерий Павлович Гальетов.

 

Как работать с пособием

 

            Каждый параграф обозначен цифрой. За названием понятия идут вопросы. Их можно использовать несколькими способами.

            Первый способ: студент сам отвечает на вопросы, ищет ответы у себя, в литературе, в Интернет, у опытных специалистов и руководителей. Это самый продуктивный путь образования студента.

            Второй способ: студент изучает ответы автора пособия и сопоставляет со своим опытом, с опытом других людей. На основе такого сопоставления у студента вырабатываются его собственные понятия.

            Третий способ: студент использует вопросы для контроля собственной подготовленности по данному понятию. После изучения данного параграфа студент возвращается к вопросам и проверяет себя: есть ли понимание ответа на каждый вопрос.

 

           

 

БАЗОВЫЙ МИНИМУМ ПОНЯТИЙ

 

1.СИТУАЦИЯ

 

Что такое «ситуация». Какова структура ситуации. Для чего нужно выделять ситуацию как понятие. Какие бывают ситуации. Что получается, если не выделяют ситуацию. Пример ситуации штатной и нештатной.

 

Понимание ситуации

 

Ситуация – расположенные в пространстве-времени объекты и субъекты, взаимодействующие между собой через связи, отношения, которые не очевидны, не видимы для глаза наблюдателя.

Выделять «ситуацию» из потока жизни, работы необходимо для того, чтобы лучше понимать – что происходит, как взаимодействуют объекты и субъекты. Используя понятие «ситуация» мы –  единица потока жизни или работы.

Из определения понятно, что структура ситуации может быть представлена как место и время, где находятся  люди, взаимодействующие между собой и с окружающими предметами.

 

Виды ситуаций

 

Ситуации бывают штатные и нештатные. Штатная ситуация более или менее понятна и не требует особого внимания управляющего или участника ситуации. Штатная ситуация всегда может быть преобразована в желаемую с помощью известных средств или с помощью других людей.

Нештатная ситуация – отличается тем, что для ее преобразования в желаемую средств нет, не видится. Нужна специальная работа для анализа и понимания ее и последующего изменения в желаемую. Если ситуация сложная, часто повторяющаяся и несет в себе нежелательные явления,  надо ее описать, чтобы лучше разобраться.

 

Пример 1. Штатная ситуация.

Каждый месяц 10 числа сотрудники предприятия «Рога и копыта» толпятся у кассы, чтобы получить зарплату. Наиболее активные и нетерпеливые занимают очередь еще с утра.

Комментарий: ситуация выглядит обычной для экономики застойного периода. В рыночной экономике эта ситуация, повторяющаяся ежемесячно, должна быть изменена. Надо сделать так, чтобы сотрудники в рабочее время работали, а не толпились в очереди за деньгами.

 

Пример 2. Нештатная ситуация.

В очередной день получки оказалось, что касса, где сотрудники получали зарплату, закрыта. На вопросы сотрудников никто из работников бухгалтерии не отвечал.

Комментарий: ситуация нештатная потому, что не ясна причина – почему касса закрыта? Не ясно – почему сотрудники бухгалтерии не отвечают на вопросы? В ситуации есть оттенок угрозы – нет денег? Будут ли платить или не будут? Может быть, предприятие на грани банкротства? И так далее.

 

1.1. Описание ситуации

 

Что такое «описание ситуации». Для чего нужно описывать ситуацию. Когда ситуацию можно не описывать. Требования к описанию ситуации. Пример описания ситуации.

 

Описание ситуации

Описание ситуации – есть текст, где указаны объекты и субъекты с их взаимодействиями, связями в определенном пространстве в определенное время.

Описание есть первый шаг к анализу ситуации. В процессе описания ситуации человек отчуждает ситуацию от себя, растождествляется с ней, начинает смотреть на нее как бы со стороны, более внимательно рассматривая всех участников ситуации и их отношения, взаимодействия. Кроме того, описание ситуации позволяет познакомить с ней другого человека, попросить у него помощи в понимании или в изменении данной ситуации.

 

Для чего нужно описывать ситуацию

Очевидно, что описание ситуации необходимо тому, кто хочет ее лучше понять для того, чтобы изменить.

Без описания понимание ситуации, скорее всего, будет поверхностным, неглубоким. А значит, и анализ ситуации будет поверхностным, а, следовательно, и действия по изменению ситуации будут малоэффективными.

В современной культуре описания ситуаций используются при обучении в бизнес-школах. Там такие описания называются «кейсы» и являются средством для обучения анализу и принятию решений.

На практике нам не известны случаи, когда бы специалист или руководитель пользовался описанием ситуации как средством для ее понимания и изменения.

 

Требования к описанию ситуации

Требования к описанию ситуации: описание ситуации должно быть полным, кратким, точным, ясным.

Полнота – означает, что в описании указано все, что входит в ситуацию. Краткость означает, что нет ничего лишнего, избыточного в описании. Точность означает, что описывается только то, что действительно есть, а не мнение того, кто описывает ситуацию. Ясность означает, что язык описания содержит понятия, суть и смысл которых ясен читателю.

 

Пример 3. Описание ситуации.

Ежегодно в феврале месяце к дому подъезжает кран-машина. В люльку забирается рабочий с лопатой, водитель поднимает его к крыше и тот начинает сшибать сосульки, выросшие у водостоков. Внизу стоит мастер участка, наблюдающий за тем, чтобы прохожие не попали под обломки сосулек. Поскольку водостоков у трехэтажного дома восемь, машина подъезжает к каждому водостоку для того, чтобы очистить крышу от наросших сосулек.

Через некоторое время сосульки снова вырастают, и снова приезжает кран-машина с тремя специалистами. Поскольку таких домов в районе много, то и работы у них весной хватает. А что делать, нельзя же допустить травмирование прохожих падающими сосульками?

Вопрос: какая это ситуация, штатная или нештатная?

продолжение - скачать здесь


 

Категория: Студентам всем | Добавил: Veselej (09.Янв.20) | Автор: Валерий Павлович Гальетов
Просмотров: 3251 | Комментарии: 7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz